«Дон Жуан»: не все золото, что блестит





Скажу честно, на спектакль «Дон Жуан» на сцене театра Камала идти боялась. Но после вторичного просмотра спектаклей «Мой белый калфак» и «Без ветрил» захотелось посмотреть данный перфоманс и сравнить, как воплощается в образ Искандер Хайруллин, сыгравший Тайфура и Мисбак Хаджи в двух спектаклях. Только подумала, а организаторы «Школы театрального блогера» попали в точку и предоставили возможность посмотреть этот спектакль! Затаив дыхание, начала я просмотр данного спектакля.


Расположившись на 2 ряду зрительного зала, начала просмотр. Можно было представить, что сейчас начнется кинофильм. Ведь огромная сцена была была заполнена огромными экранами, которые создавали образ моря, воды, руин… И это все давало ощущение, что ты будто в кинозале и смотришь 3D-фильм.

«Дон Жуан – самый злобный человек на земле!»

Главный персонаж, естественно, распутник Дон Жуан (Радик Бариев). Казалось бы, зритель должен восхищаться им, «Ах, вот ведь как он умеет льстить девушкам, женщинам, несмотря на их положение». Но… на деле, мне кажется, все выходит по-другому. Зритель очень внимательно наблюдает за Сганарелем (Искандер Хайруллин). За его походкой, попытой угодить своему хозяину, в то же время за храбрость говорить и иногда поучать его. Дон Жуан – безбожный человек, он не верит ни во что! Даже в медицину.





Именно Сганарель произносит такую фразу уже на первых минутах спектакля: «Дон Жуан – самый злобный человек на земеле. Для него бракосочетание является лишь пустяком». Из этого можно понять, что Сганарель очень хорошо знает своего господина, к тому же неплохо разбирается в людях (Мне кажется, многие зрители хотели бы научиться этому у слуги Дон Жуана). Несмотря на то, что главный герой появляется на сцене множество раз, он остается в тени. А на передний план выходит Сганарель. Возможно, это такая режиссерская задумка, а возможно, актерское мастерство Хайруллина. Между этими двумя понятиями очень тонкая грань.

Кажется. герой Сганарель будто говорит слова автора: «Подшучивание над небесами не приведет ни к чему хорошему. Свободномыслящие люди никогда не будут свободными, они будут обречены к смерти. Опасайся брани оскорбленной девушки». Уже после этих слов можно понять, что слуга предвидет будущее своего господина. И именно Сганарель пытается «открыть» глаза всем девушкам, влюбленным в Дон Жуана. «Сколько хочет, столько женится он» говорит он. Но хотя бы одна послушалась...

Донна Эльвира – не второстепенный образ в спектакле. Именно через нее автор и режиссер хотят показать, как на самом деле можно любить. «Если, действительно любишь, то это видно издалека. Любящий человек может сделать все что угодно для своей любимой.» Дон Жуан хотя и объясняется в любви каждой встречной, но простенькие девушки не для него. Он брезгает ими. Ведь простушке Шарлотте он целует руки через белый платок. В то же время мы видим, что прекрасная половина человечества даже от одного комплимента тает. Очередной раз убеждаемся, что женщины любят ушами.



Кстати, нельзя не вспомнить дуэт «новых татарских бабушек» («Хөршидә-Мөршидә»), на одной из сцен они предстают вместе. Отец (Ильтозар Мухамметгалиев) и его сын – Дон Жуан (Радик Бариев). Тут уже трудно вспомнить, что несколько лет наза они были бабушками и выступали в юмористических передачах.

Будто в Греции

Нельзя не обратить внимание на огромные, подобные сооружениям в Греции, стены. Кажется, что они подчеркивают величественность (как ему самому кажется) Дон Жуана. Но если внимательно посмотреть на них, то не трудно заметить, что там есть трещины. «Не все золото, что блестит» – говорит народ. Вот эти трещины уже доказывают народную мудрость и подчеркивают, что господин-то небезгрешный! Даже человек (Фанис Зиганша), который живет в лесу, небрежно одетый, неряшливый, не идет через себя, свою мораль. Когда Дон Жуан говорит, что если он скажет бранное слово, он даст ему золото. А для этого человека мораль прежде денег, золота, богатства. Даже в таком случае он не теряет себя. Будь на его месте Дон Жуану ничего бы не стоило повторить бранное слово и заполучить деньги.



Чемодан, лохмотья, одежда, гардероб на колесиках – все это свидетельствует о постоянном перемещении, о непостоянстве главного героя. О непостоянстве к жизни, к окружающим, особенно к женщинам. Действительно, образу жизни Дон Жуана не позавидуешь. Быть влюбленным в каждую встречную – не есть хорошо. Об этом говорят и другие персонажи: и Сганарель, и донна Эльвира. Дон Жуан сравнивает себя с великим Александром Македонским, но если присмотреться, то наш герой не великий, а ничтожный человек. Хочется, чтобы на земле таких людей было поменьше.



Кстати, об одежде! Режиссер Фарит Бикчантаев очень гармонично вводит лепту в текст Мольера. Когда Донна Эльвира надевает фартук с широкими рукавами, Сганарель замечает, что «Твой фартук такой же длинный, как и пост (Ураза) для мусульман». И в этот момент зрители все хором смеются.



Море волнуется раз...

Плеск волн, шум воды. Это особенно приятно было слушать и слышать на сцене. Как будто от волн, видимых с больших экранов, промокнут ноги зрителей, сидящих в зале. Иногда казалось, что ты плаваешь в море. Эти волны уносили тебя в путешествия. Вода – символ гибкости, изменчивости, но при этом сохранении самого себя. Что также характерно Дон Жуану. А море – это символ непрерывного движения, постоянная смена образов (вспомните только сколько одежды было у Дон Жуана и сколько раз он сменял свой образ – и и не вспомнишь!), жизнь и смерть. К тому же, море символ силы, хранитель тайны.



В одной из последних сцен появляется Дон Жуан, который одиноко сидит в кресле. И в это время появляются тексты персонажей спектакля на разных языках. Тут есть татарский, и русских, и французский вариант. И кажется, что именно в это время происходит раскаяние. Но... не тут оно было. Правильно предсказывал Сганарель.



Музыкальному сопровождению нужно уделить особую роль. Она – как в голливудских фильмах. Даже иногда слышна музыка, подобная мелодрамам. Хотелось бесконечно слушать эту музыку особенно, когда Дон Жуан, Донна Эльвира, Матюрина разговаривали. И еще, татарская народная песня «Тары җире, киндер җире» органично сливается с музыкой итальянской оперы.

Режиссер, как всегда, умело показывает характеры людей. Не зря комедия Мольера называется «комедия нравов». Все, что было характерно для 17 века существует и поныне. Двуличие, зло, лесть, маски – все это и сегодня на каждом шагу. Даже сам Дон Жуан говорит: «Злой человек всегда в почете». И видим, что обычный человек остается крайним. Вот ушел Дон Жуан. А слуга-то остался, а ему даже не заплатили жалование. Ему придется снова искать нового хозяина, угождать ему, привыкать, чтобы только не умереть с голоду...

Источник фото: сайт театра им. Г. Камала








Комментарии

Популярные сообщения